Новости
Архив
Creative writing или литературное мастерство
 

8521d23b4e13be2ef9c9e03f80f4e73f

Creative writing или литературное мастерство
Знать основы литературного мастерства необходимо не только тому, кто стремится связать свою судьбу с художественным творчеством, но и в первую очередь тому, кто хочет научиться правильно выражать свои мысли и серьезно усовершенствовать навыки письменной речи.
 
Курс ставит своей целью показать слушателям ряд особенностей и приемов писательского мастерства, которые демонстрируют в своих текстах классики зарубежной и русской литературы XIX и XX века. В рамках курса будут рассмотрены произведения великих мастеров, изменивших представление читателей о таких жанрах, как сказка, новелла и роман: Оскара Уайльда, Генри Джеймса, Амброза Бирса, Шервуда Андерсона, Уильяма Фолкнера, Джерома Д. Сэлинджера, Джона Апдайка и др.
Как выбрать стиль?
Как выстроить оригинальную композицию?
Как описать предмет?
Как превратить повседневность в миф?
Как заинтриговать читателя?
Как следует писать, если тебе не пишется?
Курс поможет начинающему автору сориентироваться в арсенале приемов, научиться их заимствовать и правильно использовать.
 
ПРОГРАММА КУРСА АНДРЕЯ АСТВАЦАТУРОВА
Проблемы стиля.
Чтение: Оскар Уайльд «Счастливый принц», «Соловей и роза».
 
Проблема стиля и композиции. Игра на границе жанров.
Чтение: Оскар Уайльд «Молодой король».
 
Герой и сюжет.
Чтение: Амброз Бирс «Случай на мосту через Совиный ручей», «Чикамога».
 
Выбор персонажа и выбор жанра. Нарушение коммуникации.
Чтение: А.П. Чехов «Враги», Генри Джеймс «Письма Асперна».
 
Игры с композицией.
Чтение: Шервуд Андерсон, рассказы из сборника «Уайнсбург, Огайо» («Книга о гротескных людях», «Руки», «Шарики из бумаги»).
 
Как работать с читателем.
Чтение: Уильям Фолкнер «Шум и ярость»
 
Как и для чего создавать литературу фрагмента? Телеграфный стиль и подтекст.
Чтение: Эрнест Хемингуэй «И восходит солнце» («Фиеста»).
 
Как надо работать с читателем?
Чтение: Джером Сэлинджер «Хорошо ловится рыбка-бананка».
 
Что такое «эффект реальности»? Как описать предмет?
Чтение: Джером Сэлинджер «Лапа-растяпа», «Перед самой войной с эскимосами».
 
Как идеология становится литературой? Как следует работать с экзотикой?
Чтение: Киплинг Р. «Лиспет», «За чертой».
 
Как работать с чужим материалом? Роман и миф.
Чтение: Джеймс Джойс «Улисс» (глава «Лотофаги»).
 
Как работать с чужим материалом. Проблема цитаты.
Чтение: Т.С.Элиот «Бесплодная Земля» (часть I, «Похороны мертвеца»).
 
Как написать текст о том, как пишется текст?
Чтение: Т.С.Элиот Бесплодная Земля (части II и III).
 
Абсурдный герой, абсурдный язык, абсурдная композиция. Как написать текст о том, как текст не пишется?
Чтение: Курт Воннегут «Бойня номер пять или крестовый поход детей»).
 
Слово, символ, миф. Как превратить повседневность в искусство и миф? Чтение: Джон Апдайк «Кентавр».
 
Как работать с античной традицией, с основами культуры?
Чтение: Уильям Голдинг «Повелитель мух».
 
ПРОГРАММА КУРСА ДМИТРИЯ ОРЕХОВА
 
Вводная лекция.
Что такое рассказ? Происхождение рассказа и его эволюция. Рассказ, новелла, сказка и миф. Героический миф и современная литература. (В. Я. Пропп и Джозеф Кэмпбелл.) Как писать, используя силу мифа.
 
Поиск идеи и темы.
С чего начинать работу над рассказом. Тема рассказа и его идея. Определение Аристотеля. Формулы из сферы духовного. Какой должна быть хорошая идея.
 
Сюжет.
Сюжет как способ существования фабулы. Проявление сюжета на аксиологическом уровне. Принцип A-B-C-D. Сюжет как способ спайки материала. Сюжет и развитие персонажей. Перипетии сюжета. Метод Станиславского в литературе: сквозное действие и сверхзадача.
 
Персонажи в рассказе.
Что важнее - сюжет или персонаж? Принципы создания «живых» персонажей. Построение предсобытийного ряда. Три грани персонажа. Вектор персонажа. Персонажи инертные и страстные. Противоречивый характер и его особенности. Еще раз о динамике характера. Персонаж - автор рассказа.
 
Единство противоположностей.
Виды персонажей и их особенности. Осевой характер как движущая сила рассказа. Все, что нужно знать о протагонисте и антагонисте. Принцип контрапункта. Закон единства противоположностей.
 
Конфликт в рассказе.
Внутренний конфликт персонажа. Конфликт в эпизоде. Типы конфликта: статичный, скачкообразный, медленно развивающийся, предваряющий.
 
Принцип построения эпизода в рассказе. Первый эпизод и первое предложение. От завязки к кульминации. Усеченный эпизод. Принцип связки и конец эпизода в рассказе.
 
Диалог в рассказе
История диалога. Карамзин, Достоевский, Чехов, Хемингуэй. Диалог и развитие сюжета; диалог и персонаж; диалог и принцип конфликта. Переходы в диалоге. Прямой диалог и косвенный диалог. Значение реплики. Как работал над диалогом Михаил Булгаков.
 
Стиль. Определение стиля. Стиль и идея. Компоненты стиля: описание, деталь, метафора, вводка, диалог, ретроспекция, драматический пересказ, рассуждение, подтекст, ирония, самоирония, ритм, контрапункт. Мастерский стиль и его особенности.
 
Как закончить рассказ? Конец эпизода. Кризис. Кульминация. Пропущенная кульминация. Завершающий конфликт. Три принципа развязки. Ошибки концовки. Последняя фраза в рассказе.
 
Редактирование.
Что делать, когда работа закончена? Лев Толстой, Горький, Алексей Толстой, Замятин, Набоков о редактировании. Советы Пушкина. Чехов-редактор. Поиск нового слова. Сколько нужно править?
Начало курса  7 октября
Начало лекций в 19.00
Занятия по понедельникам и средам
Стоимость курса - 23 800 руб.
Стоимость для студентов - 19 800 руб.
Стоимость одной лекции  - 700 руб.
Место проведения – галерея искусств K Gallery (наб. Фонтанки 24)
 

Creative writing или литературное мастерство

Знать основы литературного мастерства необходимо не только тому, кто стремится связать свою судьбу с художественным творчеством, но и в первую очередь тому, кто хочет научиться правильно выражать свои мысли и серьезно усовершенствовать навыки письменной речи.

 

Курс ставит своей целью показать слушателям ряд особенностей и приемов писательского мастерства, которые демонстрируют в своих текстах классики зарубежной и русской литературы XIX и XX века. В рамках курса будут рассмотрены произведения великих мастеров, изменивших представление читателей о таких жанрах, как сказка, новелла и роман: Оскара Уайльда, Генри Джеймса, Амброза Бирса, Шервуда Андерсона, Уильяма Фолкнера, Джерома Д. Сэлинджера, Джона Апдайка и др.

 

Как выбрать стиль? 

Как выстроить оригинальную композицию? 
Как описать предмет? 
Как превратить повседневность в миф? 
Как заинтриговать читателя? 
Как следует писать, если тебе не пишется?


Курс поможет начинающему автору сориентироваться в арсенале приемов, научиться их заимствовать и правильно использовать.

 

ПРОГРАММА КУРСА АНДРЕЯ АСТВАЦАТУРОВА

Проблемы стиля. 
Чтение: Оскар Уайльд «Счастливый принц», «Соловей и роза».

 

Проблема стиля и композиции. Игра на границе жанров. 
Чтение: Оскар Уайльд «Молодой король».

 

Герой и сюжет. 
Чтение: Амброз Бирс «Случай на мосту через Совиный ручей», «Чикамога».

 

Выбор персонажа и выбор жанра. Нарушение коммуникации. 
Чтение: А.П. Чехов «Враги», Генри Джеймс «Письма Асперна».

 

Игры с композицией. 
Чтение: Шервуд Андерсон, рассказы из сборника «Уайнсбург, Огайо» («Книга о гротескных людях», «Руки», «Шарики из бумаги»).

 

Как работать с читателем. 
Чтение: Уильям Фолкнер «Шум и ярость»

 

Как и для чего создавать литературу фрагмента? Телеграфный стиль и подтекст. 
Чтение: Эрнест Хемингуэй «И восходит солнце» («Фиеста»).

 

Как надо работать с читателем? 
Чтение: Джером Сэлинджер «Хорошо ловится рыбка-бананка».

Что такое «эффект реальности»? Как описать предмет? 
Чтение: Джером Сэлинджер «Лапа-растяпа», «Перед самой войной с эскимосами».

 

Как идеология становится литературой? Как следует работать с экзотикой? 
Чтение: Киплинг Р. «Лиспет», «За чертой».

 

Как работать с чужим материалом? Роман и миф. 
Чтение: Джеймс Джойс «Улисс» (глава «Лотофаги»).

 

Как работать с чужим материалом. Проблема цитаты.
Чтение: Т.С.Элиот «Бесплодная Земля» (часть I, «Похороны мертвеца»).

 

Как написать текст о том, как пишется текст? 
Чтение: Т.С.Элиот Бесплодная Земля (части II и III).

 

Абсурдный герой, абсурдный язык, абсурдная композиция. Как написать текст о том, как текст не пишется? 
Чтение: Курт Воннегут «Бойня номер пять или крестовый поход детей».

 

Слово, символ, миф. Как превратить повседневность в искусство и миф? 

Чтение: Джон Апдайк «Кентавр».

 

Как работать с античной традицией, с основами культуры? 
Чтение: Уильям Голдинг «Повелитель мух».

 

ПРОГРАММА КУРСА ДМИТРИЯ ОРЕХОВА
Вводная лекция.

Что такое рассказ? Происхождение рассказа и его эволюция. Рассказ, новелла, сказка и миф. Героический миф и современная литература. (В. Я. Пропп и Джозеф Кэмпбелл.) Как писать, используя силу мифа.

 

Поиск идеи и темы.
С чего начинать работу над рассказом. Тема рассказа и его идея. Определение Аристотеля. Формулы из сферы духовного. Какой должна быть хорошая идея.

 

Сюжет.
Сюжет как способ существования фабулы. Проявление сюжета на аксиологическом уровне. Принцип A-B-C-D. Сюжет как способ спайки материала. Сюжет и развитие персонажей. Перипетии сюжета. Метод Станиславского в литературе: сквозное действие и сверхзадача.

 

Персонажи в рассказе.
Что важнее - сюжет или персонаж? Принципы создания «живых» персонажей. Построение предсобытийного ряда. Три грани персонажа. Вектор персонажа. Персонажи инертные и страстные. Противоречивый характер и его особенности. Еще раз о динамике характера. Персонаж - автор рассказа.

 

Единство противоположностей.
Виды персонажей и их особенности. Осевой характер как движущая сила рассказа. Все, что нужно знать о протагонисте и антагонисте. Принцип контрапункта. Закон единства противоположностей.

 

Конфликт в рассказе.
Внутренний конфликт персонажа. Конфликт в эпизоде. Типы конфликта: статичный, скачкообразный, медленно развивающийся, предваряющий.
Принцип построения эпизода в рассказе. Первый эпизод и первое предложение. От завязки к кульминации. Усеченный эпизод. Принцип связки и конец эпизода в рассказе.

 

Диалог в рассказе
История диалога. Карамзин, Достоевский, Чехов, Хемингуэй. Диалог и развитие сюжета; диалог и персонаж; диалог и принцип конфликта. Переходы в диалоге. Прямой диалог и косвенный диалог. Значение реплики. Как работал над диалогом Михаил Булгаков.

 

Стиль. 

Определение стиля. Стиль и идея.Компоненты стиля: описание, деталь, метафора, вводка, диалог, ретроспекция, драматический пересказ, рассуждение, подтекст, ирония, самоирония, ритм, контрапункт. Мастерский стиль и его особенности.

 

Как закончить рассказ?

Конец эпизода. Кризис. Кульминация. Пропущенная кульминация. Завершающий конфликт. Три принципа развязки. Ошибки концовки. Последняя фраза в рассказе.

 

Редактирование.

Что делать, когда работа закончена? Лев Толстой, Горький, Алексей Толстой, Замятин, Набоков о редактировании. Советы Пушкина. Чехов-редактор. Поиск нового слова. Сколько нужно править?

 

6 октября состоится открытая встреча - презентация курса.

 

ekJFUK016rg bz2lMIHyklSI b  b 

Ведущие курса:

Андрей Аствацатуров

Дмитрий Орехов



Начало курса: 9 октября
Занятия по понедельникам и четвергам
Начало лекций в 19.00
Стоимость курса - 23 800 руб.
Стоимость для студентов - 19 800 руб.
Стоимость одной лекции  - 700 руб.
Место проведения: KGallery (наб. Фонтанки 24)

Запись по телефону:

+7 (950) 039 28 69

+7 (812) 600 25 21

Или заявка на e-mail:  info@centrbenua.ru