Новости
Архив
Портреты и время

ВЫСТАВКА: "ПОРТРЕТЫ И ВРЕМЯ"

15 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 2008 г.

11.00 - 20.00


15 марта 2008 года Галерея искусств KGallery на три недели (до 5 апреля) открывает в своих залах новую выставку  из частных собраний «Портреты и время» (Москвы, Петербурга, Великобритании, Франции), посвящённую русскому портрету XIX-XX вв – экспонаты, по оценке экспертов, способные украсить коллекции крупнейших мировых музеев.

Больше 80-ти работ не выставлялись десятилетиями, некоторые работы вообще никогда «не видели широкой публики». На полотнах - герои эпох, «мода» на искусство в разное время, эпатажные и порою хулиганские «выходки» прославленных мастеров. В специальном докладе исследователей – загадки возникновения портретов, тонкости взаимоотношений «заказчик-портретист». А также – центральная тема выставки и сопутствующих исследований – на злобу дня – «
Who is mister Щукин?», знаменитый российский коллекционер, который спустя век оказывает влияние на мировую историю искусства.


Центральный экспонат – впервые с царских времен на публике.  Портрет знаменитого коллекционера – С. Щукина кисти Мартироса Сарьяна.


Интересна не только концепция выставки, сформированная, как сравнение и своеобразное противопоставление взглядов художников  разных эпох на человека-личность и объединившая в одном пространстве портреты кисти В. Боровиковского, Н.Крамского, художников из семьи Маковских, В.Серова, К.Коровина, З.Серебряковой, Б.Григорьева, Н.Альтмана, Ю.Аненкова и др. Среди имён, привлекательных для коллекционеров, историков искусства и знатоков живописи: В. Серов, Р.Фальк, Н.Пиросмани, Д.Бурлюк и многие другие, чьи произведения регулярно появляются на мировых аукционах и ставят ценовые рекорды.

Посетители выставки найдут для себя в экспозиции много нового, так как некоторые экспонаты являются настоящими редкостями и практически не выставлялись на публике. К ним, бесспорно, относятся одномоментный
«Автопортрет» И. Е. Репина, выполненный художником чернилами на том же листе, на котором он писал письмо одному из своих адресатов (эпатажный ответ Репина на просьбу заказчика – написать портрет). Литография Н.С. Войтинской-Левидовой, изображающая обнажённую Анну Ахматову, не только является одним из самых оригинальных изображений поэтессы, ставшей одним из символов Серебряного века, но и демонстрирует эстетику восприятия обнажённого тела в эпоху символизма. Две работы Н. Альтмана «Портрет Сильвии Гринберг» и «Автопортрет» принадлежащие к одним из лучших творений художника, опубликованы во многих монографиях и их появление на выставке – редкая возможность познакомиться с этими произведениями автора. 

Одной из центральных  работ в экспозиции является «Портрет Сергея Щукина» кисти М. Сарьяна.
Имя известного русского мецената Сергея Ивановича Щукина, чья коллекция стала основой экспозиции западноевропейского искусства конца XIX-начала XX веков в Эрмитаже и Пушкинском музее, в последнее время оказалось в центре внимания. Спустя век он изменил ход истории мирового искусства. Несколько лет назад разгорелся скандал, связанный с возможными притязаниями наследников на собственность своего предка. Наследники Сергея Щукина неоднократно поднимали вопрос о легальности национализации в первые годы советской власти щукинского собрания. Вновь к этой теме вернулись в преддверии выставки русского искусства в Лондоне – в феврале этого года, которая открылась только благодаря специальному постановлению британского парламента, гарантирующему невозможность конфискации привезённых из России музейных ценностей. Опосредовано, благодаря Щукину был создан прецедент в мировой музейной практике. Однако подобная гарантия требуется не только музейным собраниям, находящимся в государственной собственности и имеющим, соответственно, совсем иной уровень защиты. Нуждаются в ней и частные коллекции, нередко располагающие наряду с настоящими шедеврами и картинами, имеющими несомненное историческое значение. К таковым можно отнести уже упомянутый портрет С. Щукина, который уникален. Андре-Марк Щукина, один из наследников коллекционера отметил, «кроме работы кисти М.Сарьяна, мне известно о существовании лишь одного портрета С.И.Щукина». Единственный раз он выставлялся на публике на выставке «Мир искусства» - в еще дореволюционной России – в 1911 году.

Портрет принадлежит кисти Мартироса Сарьяна - одного из крупнейших художников символизма.
  Художник не случайно обратился к образу Сергея Щукина. Ведь именно в его собрании он впервые увидел картины французских мастеров, оказавших большое влияние на творчество начинающего мастера. Портрет собирателя построен на характерном для художника контрасте цветов – синего, жёлтого, белого, красного, чёрного, и демонстрирует философию живописи художника, утверждающую главенство света.Андре-Марк сожалеет, что поводом всплеска интереса к его семье оказался столь неприятный инцидент, однако  "очень приятно, что подобные выставки проводятся частной галерей".

Безусловно, среди работ, соседствующих с портретом С. Щукина на выставке, есть и другие прекрасные образцы, передающие все оттенки творчества мастеров, их создавших. Помимо живописных и графических произведений экспозиции представлены редкие образцы особенно популярного среди собирателей агитационного фарфора 1920-30-х гг., запечатлевшего образы советской эпохи, а также бронзовая  и деревянная портретная скульптура.